Юридические требования
к рекламе в Казахстане
1. ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
№1.1
Цена (стоимость) в рекламе указывается в тенге.
№1.2
Реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны.
№1.3
Реклама не должна быть:
недобросовестной
(допускающей сравнения, вводящей в заблуждение, дискредитирующей и т.д.);
недостоверной
(не соответствующей действительности в т.ч. в отношении характеристик рекламируемого объекта, его цены, наличии, статистических данных, наград и т.д.);
неэтичной
(содержащей информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, порочащей и т.д.);
заведомо ложной
(умышленно вводящей в заблуждение потребителей);
скрытой
(оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами).
№1.4
Запрещается реклама следующих товаров, работ, услуг, деятельности:
электронного казино
и интернет-казино;
этилового спирта и алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки;
заменителей
грудного молока;
табака и табачных изделий, в том числе некурительных табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия, А ТАКЖЕ в форме демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака;
различных мероприятий (розыгрышей, лотерей и т.д.), направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям;
товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака и (или) названия, известного как наименование алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки, табака и табачного изделия;
деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды;
лотерей (за исключением рекламы, размещаемой оператором лотереи и (или) распространителями (агентами) лотереи в рамках договора поручения, заключаемого с оператором лотереи) и др.
№1.5
В рекламе должна быть указана следующая обязательная информация:
Онлайн-реклама должна быть промаркирована текстовым указанием о том, что размещенный материал является рекламой, в т.ч. путем размещения пометки «реклама», «на правах рекламы» и т.д.
Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то в рекламе необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
№2.1
Реклама медицинских услуг (помощи) осуществляется при наличии государственной лицензии на рекламируемый вид медицинской деятельности (то есть, например, рекламировать услуги по педиатрии можно только при наличии лицензии на медицинскую деятельность с указанием «педиатрия» в перечне услуг, на которые она выдана).
№2.2
Реклама должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств.
№2.3
Реклама должна исключать сравнения с другими услугами.
№2.4
Реклама не должна вводить в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.
№2.5
В рекламе медицинских услуг запрещается:
размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
реклама услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения, в том числе иностранными специалистами;
указание в рекламе для населения способов лечения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, поведенческих расстройств (заболеваний), опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемой услуге,
реклама предложений о совершении сделок в отношении органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека.
№2.6
Обязательная информация в рекламе медицинских услуг:
номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию;
при онлайн-рекламе пометка «Реклама»/«На правах рекламы»;
информация о наличии побочных эффектов: «Имеются противопоказания, возможны побочные эффекты».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ
№3.1
Реклама лекарств, медизделий допускается только после оценки рекламных материалов на соответствиерекламы законодательству Республики Казахстан в области здравоохранения. Оценку проводит уполномоченный орган на основании договора с заявителем и по итогам оценки выдает заключение о соответствии такой рекламы законодательству.
Реклама согласовывается клиентами, для размещения рекламы они предоставляют заключение уполномоченного органа.
Реклама размещается в полном соответствии с выданным заключением.
№3.2
К рекламе лекарств и медицинских изделий не относятся:
информация, имеющая отношение к здоровью или заболеваниям человека;
инструкция по медицинскому применению, торговые каталоги, прайс-листы, справочные материалы, научно-информационный материал, методические и учебные материалы медицинского характера;
информация о физическом и (или) юридическом лице, производящем или реализующем лекарственное средство и (или) медицинское изделие.
№3.3
Запрещается:
реклама лекарственных средств, медицинских изделий, которые не зарегистрированы в Республике Казахстан;
реклама лекарственных средств рецептурного отпуска;
распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;
использование детей, их изображения и голоса в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий, кроме лекарственных средств и медицинских изделий для детей;
размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
использование медицинских работников, уполномоченных назначать лекарственные средства и медицинские изделия, в качестве распространителей рекламы;
ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение лекарственных средств и медицинских изделий;
представлять в рекламе лекарственные средства и медизделия как уникальные, наиболее безопасные и эффективные;
утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлены его природным происхождением;
вызывать предположения, что эффективность лечения рекламируемым лекарственным препаратомявляется гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к лекарственному средству и медицинскому изделию.
№3.4
Требования к содержанию рекламы:
реклама должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств; легко читаться, печататься четким и разборчивым шрифтом;
реклама должна исключать сравнения с другими лекарственными средствами и медицинскими изделиями;
реклама должна не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
реклама должна содержать полные и достоверные сведения о лекарственном средстве или медицинском изделии, способствующие их рациональному применению;
реклама должна соответствовать инструкции по медицинскому применению лекарственного средства (листок-вкладыш), инструкции по медицинскому применению или эксплуатационному документу на медицинское изделие;
реклама не должна преувеличивать фармакологические свойства и терапевтические показания рекламируемого лекарственного средства, область применения для медицинских изделий.

4. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ), ПОДКОНТРОЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ, В Т.Ч. БАД, КОСМЕТИЧЕСКОЙ И ДЕТСКОЙ ПРОДУКЦИИ

№4.1
С июля 2024 отдельно регулируется реклама подконтрольной гос.санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащих гос.регистрации. К данной продукции относится:
пищевая продукция для детского питания (в т.ч. вода),
пищевая продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
лечебно-столовая и лечебная природная минеральная вода;
пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
биологически активные добавки к пище (далее – БАД);
ряд парфюмерно-косметической продукции (для искусственного загара, для отбеливания (осветления) кожи, для татуажа, интимной косметики, детской косметики, для окрашивания/распрямления волос, депиляции и др.);
средства для отбеливания зубов;
дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства;
продукция (товары) бытовой химии, лакокрасочные материалы;
предметы личной гигиены для взрослых;
изделия, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами;
соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовых;
подгузники, трусы и пеленки, гигиенические ватные палочки (для носа и ушей) и другие аналогичные изделия для ухода за детьми;
щетки зубные, в т.ч. электрические, массажеры и иные аналогичные изделия для десен;
изделия 1-го слоя, бельевые изделия, чулочно-носочные трикотажные изделия, головные уборы для детей до 3 лет;
иная продукция (товары), в отношении которой техническими регламентами и (или) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза оценка соответствия установлена в форме регистрации (государственной регистрации).
№4.2
Реклама данной продукции осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
текстовая реклама читается, печатается четким и разборчивым шрифтом; аудио реклама размещается с понятным и четким аудио сопровождением; видео реклама размещается с понятным и четким звуковым и видео сопровождением;
является достоверной и распознаваемой;
не вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
производство и (или) реализация рекламируемой продукции (товара) разрешено законодательством Республики Казахстан.
№4.3
В такой рекламе запрещается:
рекламировать продукцию, не зарегистрированную в Республике Казахстан и (или) в государствах-членах Евразийского экономического союза;
ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение продукции;
представлять в рекламе продукцию как уникальную, наиболее безопасную и эффективную;
вызывать предположения, что эффективность БАД является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В РЕКЛАМЕ:
№5.1
Лекарственных средств, предназначенной для интернет-ресурсов:
торговое наименование;
основные показания к применению;
особые указания в отношении применения детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью (при наличии);
наглядную и понятную рекомендацию перед назначением и применением внимательно прочитать инструкцию по медицинскому применению и текст предупреждения следующего содержания "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья;
номер и дату выдачи регистрационного удостоверения;
дату истечения срока регистрации.
№5.2
Медицинских изделий, предназначенной для интернет-ресурсов:
торговое наименование;
основные показания к применению (область применения);
наглядную и понятную рекомендацию перед назначением и применением внимательно прочитать инструкцию по медицинскому применению (эксплуатационный документ) медицинского изделия и текст предупреждения следующего содержания "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья" (по применимости);
название, адрес производителя и (или) уполномоченного представителя в Республике Казахстан;
номер и дату выдачи регистрационного удостоверения;
дату истечения срока регистрации.
№5.3
Обязательная информация при рекламе продукции (товаров), подконтрольных санитарно-эпидемиологическому контролю:
торговое наименование продукции (товара) и название производителя;
указание о необходимости ознакомления с основными показаниями, противопоказаниями к применению и побочными действиями (при их наличии);
сведения о назначении продукции (товара), если это не следует из наименования продукции (товара);
информацию о наличии государственной регистрации в Республике Казахстан и (или) в государствах-членах Евразийского экономического союза.
№5.4
Реклама дезинфекционного средства также предусматривает следующую обязательную информацию:
рекомендации по применению дезинфекционного средства;
меры предосторожности при работе с дезинфекционным средством.
№5.5
Реклама БАД также предусматривает следующую обязательную информацию:
сведения об активных компонентах входящих в состав;
способ применения и дозы;
основные побочные действия (при наличии);
основные противопоказания (при наличии);
особые указания в отношении детей, беременных женщин, а также в период кормления грудью (при наличии);
условия отпуска;
наглядную и понятную рекомендацию к применению;
название, адрес производителя и лица уполномоченного производителем на принятие претензий в Республике Казахстан;
предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.